В работе атомной станции есть один главный и неоспоримый критерий – ее безопасность. Ленинградская станция является примером безаварийной работына протяжении четырех десятилетий. Безопасность и экономическая эффективность энергоблоков обусловлена не только технической составляющей, но и высокой квалификацией специалистов их эксплуатирующих.

Территориальная близость Ленинградской АЭС к Санкт-Петербургу – крупнейшему культурному, научному и промышленному центру – обусловила тесные партнерские связи с Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом.

Первое соглашение о сотрудничестве между  Ленинградским политехом и  ЛАЭС было подписано в 1976 году. А в 1981 году заключен договор о сотрудничестве, определивший направления совместной деятельности на долгие годы: научные исследования, теоретические и практические разработки, направленные на повышение технического уровня энергетики, повышение качества подготовки инженеров, повышения квалификации инженерно-технических кадров, повышение эффективности использования научно-исследовательских баз университета и предприятия. Анализируя Чернобыльские события, оценивая важность подготовки высококвалифицированных специалистов было принято решение о приближении подготовки к производству. С 1995 года по инициативе Ленинградской атомной станции началась работа по открытию очного филиала факультета СПбГПУ в г. Сосновый Бор. Предложение поддержала мэрия г. Сосновый Бор, Правительство Ленинградской области и 12 апреля 1996 года вышел совместный приказ №177 Госкомитета РФ по высшему образованию и Министерства РФ по атомной энергии «Об организации Учебно-научного центра Санкт-Петербургского государственного технического университета в г. Сосновый Бор».  ЛАЭС предоставила для филиала необходимые помещения для проведения занятий, укомплектовала мебелью, оргтехникой.

Основателем, идейным вдохновителем и первым директором учебного заведения стал д.т.н., профессор Анатолий Павлович Еперин.

1 сентября 1996 года Учебно-научный центр принял своих первых студентов.

Трудно переоценить вклад в организацию учебного процесса профессорско-преподавательского состава кафедр университета. На этапе становления в филиале лекционные и практические занятия вели лучшие научно-педагогические кадры факультета: Иванов В.А., Фаддеев И.П., Кириллов А.И., Кортиков Н.Н., Боровков В.М., Рис В.В., Зуев А.В., Умов В.А., Плешанов В.Н., Корнев В.К., Суханов А.И., Китанин Э.Л., Сапожников С.З., Смирнов Ю.А., Гавра Г.Г., Головин А.В., Кирхоглани С.В., Селюков В.Н., Соловьев Г.И., Чувиляев Р.Г., Павлова О.К. Они стали и первыми руководителями научно-исследовательских работ студентов, участвовали в формировании традиций института, например проведения Дня науки института в рамках Недель науки университета. Педагогическое мастерство и научная компетентность этих людей достойны восхищения и глубокого уважения. Некоторые из них и в настоящее время оказывают методическую помощь.

Особенно ценна помощь в подготовке собственных научно-педагогических кадров из числа ведущих специалистов предприятий г. Сосновый Бор Ленинградской АЭС, Научно-исследовательского технологического института им. А.П. Александрова.

Отдельной благодарности заслуживают члены Государственных аттестационных комиссий: проф. Федорович Е.Д., проф. Благовещенский А.Я., проф. Григорьев К.В., проф. Сергеев В.В. Специалисты высочайшей научной и педагогической квалификации, они помогли установить и сих пор удерживать высокую планку для выпускников, соответствие которой становится гарантией профессиональной состоятельности будущего специалиста.

Большую поддержку ректората университета Институт ядерной энергетики получил при прохождении процедур лицензирования  специальностей «Атомные электрические станции и установки», «Ядерные реакторы и энергетические установи». Их авторитет, неоценимая методическая поддержка  помогли ИЯЭ отстоять новые подходы и акценты  в организации обучения.

Со временем учебно-научный центр получил статус филиала университета и получил название Институт ядерной энергетики.

Важнейшим слагаемым успехом была и остается особенная концепция подготовки, сочетающая классическую инженерную подготовку  и изучение современных технологий, применяемых в энергетической отрасли, а также использование  в учебном процессе тренажерных интерактивных комплексов, моделирующих различные технологические режимы и ремонтные операции, позволяют подготовить выпускника с высокой производственно-технологической компетенцией.

Образовательные программы направлены на формирование умения анализировать нейтронно-физические, технологические процессы и алгоритмы контроля, диагностировать, управления и защиты АС, проводить нейтронно-физические и тепло-гидравлические расчеты оборудования атомной станции  в стационарных и нестационарных режимах работы. Выпускник способен участвовать в проектировании основного оборудования, систем контроля, диагностики и управления ядерных энергетических установок с учетом экологических требований и требований безопасности, знает требования к обеспечению оптимальных режимов работы ядерного реактора, тепломеханического оборудования и энергоблока АС в целом при пуске, останове, работе на мощности и переходе с одного уровня мощности на другой; умеет применять на практике принципы орган изации эксплуатации АС в различных режимах, понимает причины накладываемых на режимы ограничений, связанных с требованиями безопасности, особенностями конструкций основного оборудования, возможностями технологических схем АЭС, знаком с выполнением типовых операций по управлению реактором и энергоблоком на функционально-аналитическом тренажере, готов применять принципы обеспечения оптимальных режимов работы энергоблока.

Все образовательные программы в целом ориентированы на современные требования, предъявляемые к работникам ядерно-энергетического комплекса отрасли с учетом многолетнего сотрудничества  с предприятиями отрасли г. Сосновый Бор и Северо-Западного региона.

Приближенность обучения к производству позволяет познакомить студента с конкретными производственными задачами уже в процессе практики, что снижает время адаптации молодого специалиста. Эффективность данного направления подтверждается результатами реализации системы целевой контрактной подготовки, особенностью которой в ИЯЭ является трудоустройство студентов старших курсов на рабочие места. Показательно, что такие студенты, по оценкам преподавателей  и руководителей производственных подразделений,  более осознанно подходят к освоению учебного плана, демонстрируют более высокое качество выполнения курсовых  и дипломных проектов, мотивированы на совершенствование знаний.

Большинство направлений профессиональной деятельности выпускников ИЯЭ сопряжено с работой во вредных условиях труда, поэтому здоровью и физическому развитию студентов уделяется особенное внимание. Периодические медицинские осмотры, медицинское обслуживание, вакцинация, организация занятий по физической культуре, пропаганда здорового образа жизни направлены сохранение здоровья будущих специалистов.

Город Сосновый Бор уникален тем, что на его территории сосредоточены объекты атомной отрасли, находящиеся на разных этапах жизненного цикла: строительство Ленинградской АЭС-2, промышленная эксплуатация, продление ресурса работы, а также подготовка к выводу из эксплуатации энергоблоков Ленинградской АЭС-1, эксплуатация ЯЭУ ФГУП «Научно-исследовательский технологический институт им. А.П. Александрова». Особенно ценно, что наши студенты являются свидетелями этих процессов. 

Безусловно, современный выпускник должен быть максимально подготовленным к работе с современными технологиями, постоянному совершенствованию своих профессиональных компетенций. В связи с этим, стоит задача не просто дать некую сумму теоретических знаний, а сформировать способность к профессиональной деятельности в условиях постоянного интенсивного технологического развития.

Развитие ядерных технологий – мировой процесс, в связи с чем существует необходимость международного сотрудничества. Поэтому владение иностранным языком является настоятельной необходимостью.С учетом данной тенденции в нашем институте иностранный язык изучается на протяжении всего периода обучения. Кроме базового курса, предусмотренного федеральными государственными образовательными стандартами, в учебный план введена дисциплина «Основы научно-технического перевода». Защита дипломных проектов проходит также на английском языке. Владение иностранным языком расширяет возможности профессионального развития через знакомство с иностранными публикациями, техническими отчетами, участие в международных конференциях и семинарах, технических совещаниях.

Динамичное развитие технологий находит свое отражение в содержании программ повышения квалификации. Масштабность поставленных перед атомной отраслью задач, заставляет специалистов сталкиваться с новыми областями профессиональной деятельности, что приводит к необходимости совершенствовать учебный процесс в следующих направлениях: 

  • интеграции таких смежных областей знаний как ядерные технологии, теплофизика, строительство, экология;
  • развитие технологий обучения, позволяющих максимально эффективно сформировать необходимые компетенции.

За счет системы повышения квалификации мы имеем возможность вооружить знаниями специалистов по актуальным проблемам энергетики.

Важнейшим направлением деятельности Института ядерной энергетики является также проведение НИР и ОКР. Основное направление – разработка компьютерных обучающих систем для персонала АЭС. К работам привлекаются студенты, что можно рассматривать как одну из форм внеучебной работы, направленной на творческую самореализацию личности. Также научные исследования ведутся по инициативной тематике преподавателями института.

Институт ядерной энергетики сегодня это: 3,5 тыс. кв.м. учебных площадей, 11 учебных лабораторий и кабинетов, учебные аудитории, оснащенные современным проекционным оборудованием и компьютерной техникой, более 12 000 единиц библиотечного фонда, буфетное и медицинское обслуживание студентов и преподавателей. Основными стратегическими партнерами ИЯЭ остаются Ленинградская атомная станция, Научно-исследовательский технологический институт им. А.П. Александрова.

Институт ядерной энергетики успешно справляется с поставленной задачей подготовки кадров для предприятий атомной отрасли.  Первый выпуск института состоялся в 2002 году. С того момента ИЯЭ выпустил более черехсот инженеров и инженеров-физиков. Примечательно, что подавляющее большинство выпускников работают по специальности и уже добились определенных профессиональных успехов.

Среди выпускников института начальники служб, отделов и лабораторий, начальники и мастера производственных участков, начальники смен основных технологических подразделений, ведущие инженеры таких крупнейших производственных предприятий как Ленинградская атомная станция и Научно-исследовательский технологический институт.  Важно отметить тот факт, что выпускники ИЯЭ регулярно входят в число победителей конкурсов профессионального мастерства, как проводимых на предприятиях, так и корпоративного и, даже, всероссийского уровня.

Институт ядерной энергетики гордится своими выпускниками  и ревностно следит за их успехами:

БАРАНКОВ Антон Владиславович, выпускник 2004 года, лауреат Всероссийского конкурса "Инженер года", 2010г.;

ЛУПОВ Михаил Павлович, выпускник 2004 года, участник Конкурса "Человек года Росатома - 2015 "

ЧЕРЕМИСКИН Сергей Владимирович, выпускник 2002 года, лауреат Всероссийского конкурса "Инженер года - 2010";

БЕЗУГЛОВ Андрей Иванович, выпускник  2006 года, участник конкурса "Человек года Росатома - 2015"  в общекорпоративной номинации "Ядерная и радиационная безопасность, охрана труда и промышленная безопасность" за создание информационной системы учета и анализа станционных событий;

МАСАКОВА Елена Васильевна, выпускница 2009 года отмечена  Благодарностью ГК "Росатом";