Спецпроект «НАШ ЧЕЛОВЕК»

29.12.2018 1367

Андрей ШАРКОВ

Как-то раз под Новый год одна крупная компания обратилась к Андрею ШАРКОВУ за подарками для своих сотрудников и партнеров. Но стандартный набор корпоративных сувениров их не устраивал. Клиент требовал чего-то оригинального, чтобы было «не как у всех». Тогда Андрей предложил шоколад с фирменным логотипом. В итоге компания получила свой брендированный шоколад и осталась довольна, а Андрей пересел на иномарку. И хотя на тот момент основным его бизнесом была студия дизайна и рекламное агентство, молодой предприниматель понял, что эта ниша на рынке сувенирной продукции пока пустует.

Свой первый миллион он заработал в 21 год, когда еще учился в Политехе. Сейчас бизнес диверсифицирован: это уже не только шоколад с логотипом заказчика или индивидуальная персонализированная шоколадка, но и целая линейка продуктов под собственным брендом ShokoBox на полках розничных магазинов. Собственное производство с высокотехнологичным оборудованием позволяет отливать несколько тонн шоколада в день. Продукция продается по всей России, есть представительства и в Европе. Но о трудностях, с которыми приходится столкнуться стартаперу, Андрей знает не понаслышке. Ведь развивать свою творческую идею ему пришлось, не имея не только необходимого финансового подспорья, но и специальных знаний. Было только желание делать что-то новаторское, получать удовольствие от процесса и превратить это в дело всей своей жизни. О том, зачем на экзаменах ему частенько приходилось разводить демагогию, как удалось начать бизнес со стартовым капиталом в $100, и почему всем своим сотрудникам независимо от должности на старте он платит всего 5 тысяч рублей в неделю, читайте в интервью.

Андрей ШАРКОВ

Андрей ШАРКОВ

В 2007 году закончил факультет экономики и менеджмента по специальности «стратегический менеджмент организации».

Владелец компании ShokoBox по производству сувенирного шоколада, автор и ведущий проекта о предпринимателях «Берись и делай», трижды попадал в тройку лучших участников конкурса «Молодые миллионеры» от «Делового Петербурга». Своим примером и опытом вдохновил сотни людей на то, чтобы заняться бизнесом.

Андрей ШАРКОВ

- Андрей, как вы выбирали, куда будете поступать?

Да, признаюсь, что поступал я не совсем сознательно. Выбрал экономическое направление, финансы, потому что тренд был такой. А что это такое, если честно, представления не имел. Мне вообще кажется, что большинство людей в 17 лет делают выбор не очень осознанно. Учился на коммерческом отделении – чуть-чуть не хватило баллов до бюджетного. И поскольку с 14 лет я себя сам обеспечивал, то при поступлении тоже рассчитывал полностью на свои силы. А еще я жил тогда на проспекте Науки, Политех рядом и было удобно добираться. Поступил сюда и не пожалел ни разу. Хотя, когда начались занятия, то, чему меня учили, было очень далеко от моего абстрактного представления о стратегическом менеджменте. Реальность, ценность происходящего я осознал гораздо позже.

Андрей ШАРКОВ

- А как, будучи 14-летним подростком, вы зарабатывали?

- Именно с этого возраста я потихоньку копил опыт. Редакторский, дизайнерский, верстка, наращивал навыки переговорщика. Как-то приятель моего отца пришел и говорит, вожу, мол, мебель из Финляндии медицинскую, надо как-то ее продавать. А интернет тогда еще был роскошью – dial-up соединение, когда ты модемом дозванивался, а одна песня качалась два часа. Но я размещал в интернете объявления о продаже той мебели, машин, земельных участков – всего, о чем просили соседи и друзья друзей. Свой телефон указывал. Сам общался и потом, сведя клиента и продавца, получал комиссию. Когда звонили, у меня был комплекс, что я такой молодой еще, поэтому представлялся Андреем Владимировичем, делал голос посерьезнее да побасистее и старался быть убедительным.

К 18 годам я понял, что умею вести переговоры и договариваться. Сотни продаж были сделаны. Сотни встреч организованы просто по телефону. Я и задумался, а где это может пригодиться – в издательстве, может быть, в рекламном бизнесе? В общем, искал себе применение и думал, как тот ресурс, который сумел накопить, можно использовать. Но пришло это не сразу и не мгновенно.

- И вот вы уже в состоянии самостоятельно оплатить свое обучение, пришли в вуз.

- Да, я рассчитывал, что в процессе обучения получу новые компетенции и смогу их монетизировать. Но когда сидел на занятиях по высшей математике, например, мне было сложно представить, куда я это применю. Со 2-3 курса занятия я посещал избирательно, потому что бизнес запустил уже в конце 1-го курса. На зачетах и экзаменах, к которым, признаюсь, даже не всегда готовился, отвечал так, как знал из собственного опыта и наблюдал в других компаниях. «Андрей, ты говоришь не по учебнику» – «Я говорю не по учебнику, а по жизни. Вот это я сделал сам, и такой опыт есть», – сообщал я уверенно.

- Расскажите, что это был за бизнес на 1-м курсе?

- Первая моя компания – это студия дизайна. А катализатором стало одно событие – я разбился на машине. Меня занесло, выскочил на встречку, я полностью был виноват. Мощнейший удар о дерево, машина становится буквой С вокруг него. Я вылез из обломков, и первые мысли – черт возьми, разбил машину, еще деньги до конца за нее не отдал… Выходит водитель «Газели», о которую я ударился, и говорит: «Вот дурак, посмотри, что с машиной, а что с тобой. Обычно после такого не выживают, а если выживают, то сразу туда» – и показывает на здание института протезирования, рядом с которым, как по иронии, случилась та авария.

После этого я осознал, насколько вообще все хрупко. И поэтому свою жизнь, какие-то идеи откладывать на потом – неблагодарное занятие. Тогда я еще ночным сторожем подрабатывал. Я всегда много читал. И подумал, какая разница – делаю я это дома или где-то в другом месте. Только за это мне еще будут платить. Так я устроился подрабатывать ночным сторожем в крупную косметическую компанию. На следующий день после аварии у меня была смена, ночь я не спал и принял решение, что буду заниматься исключительно любимым делом – так, как мне нравится и как я хочу. И начал искать возможности.


После аварии я осознал, насколько все хрупко. И поэтому свою жизнь, какие-то идеи откладывать на потом – неблагодарное занятие


А что конкретно делать? Что мне действительно нравится? Ответ нашелся не в экономике и финансах. Я ходил на военную кафедру в университете, и когда был большой обед, всегда заходил в библиотеку в 1-м корпусе. Там было много иностранных изданий – журналы, книги по маркетингу, рекламе, дизайну. А когда возвращался домой, качал себе из интернета какие-то статьи, видео-ролики по этой теме. Все это мне было очень интересно. Так я определился, что мне интересны реклама и графический дизайн. Но чтобы открыть бизнес, нужно же не только определиться, нужно что-то еще. Спрос, например, изучить. Тогда я о спросе не думал – и это большая ошибка. Что еще нужно? Правильно – стартовый капитал. Он у меня был – долларов 100. Так себе капиталишко. Его хватило, чтобы зарегистрировать юрлицо. Мы с друзьями решили, что будем рисовать картинки и продавать рекламу.

- А над самым главным вы задумывались – как и где искать клиентов?

- «Здравствуйте, меня зовут Андрей. Это студия дизайна», – я просто начал звонить людям и предлагать наши услуги. И мой подход сработал. Правда, не с первого раза. Могу долго рассказывать, как мы делали наш первый заказ, какие ошибки допустили – мы допустили все возможные ошибки! И когда принесли первый макет в типографию – визитки, листовки, получился полный треш, все было напечатано неправильно. Потом переделывали, свои деньги вкладывали. И так постепенно я начинал учиться по ходу, быстро поглощать информацию, и уже через полгода, наверное, смог бы читать лекции по типографике, цветовым пространствам, полиграфическим технологиям. То есть когда тебе надо, ты это изучаешь очень глубоко и досконально. Когда не надо, пропускаешь мимо ушей. Это я, возвращаясь к моменту осознанности.

- А если вернуться к тому, что вы все-таки, помимо всецело поглотившего вас бизнеса, должны были ходить на лекции и сдавать сессии?

- Пока все изучали предметы, я изучал преподавателей. Чтобы на экзамене вне зависимости от билета, который вытащу, перевести разговор в ту тему, которой я владел хорошо. Иногда срабатывало, иногда нет. И тогда я прямым текстом говорил, что в вашем предмете по учебнику я не знаю ничего. Но многое знаю из личного опыта. В итоге зачет переходил просто к разговору о жизни, где я получал – а) ценное мнение высококлассного специалиста и хорошее отношение преподавателя и б) – нужную запись в зачетке. И хотя все делалось ради последнего, но удовольствие я получал от первого. Уже тогда я сделал вывод, что цели можно достигать по-разному. И что нужно видеть людей, а не их статусы. Тогда результаты получаются быстрее и качественнее.

- А кто из преподавателей вам запомнился?

- Это были люди, которые действительно оставили серьезный след. Только ради них имело смысл поступать в Политех. Это Валерий Константинович ПОТЕМКИН и Наталья Константиновна РОЗОВА. Она преподавала у нас маркетинг и биржи, а он – управление предприятием. В свое время Валерий Константинович учил Алексея КУДРИНА – он сейчас, как вы знаете, председатель Счетной палаты России. Это говорит об уровне и авторитете преподавателя. А вот математика – жесть просто, как я ее сдавал. Для меня это взрыв мозга, поэтому учил я ее просто для того, чтобы сдать и забыть. «Вышку» сдавал Надежде Сергеевне ПАНФИЛОВОЙ. Очень «специальная» женщина. Просто классная! Она меня назвала демагогом, но свою тройку я получил. С третьего раза.

Знаете, я вырос из стартапа – из компании, сделанной на коленке, в которой работали три человека, в компанию с офисами по всей России. И я понял, что то, чему меня учили в университете, а я пропускал по каким-то, как тогда казалось, важным причинам, мне этого сейчас реально не хватает. Бизнес-процессы преподавали – думал, зачем?.. Не представлял, что на самом деле бывают процессы других уровней, нежели те, с которыми столкнулся я, что это нужно систематизировать и пользоваться всем этим инструментарием, программами. И сейчас я плачу очень немалые деньги за консультации для себя и своей компании по тем направлениям, которым меня вон там, в 3-м корпусе, учили.

- Получается, как в той сказке о потерянном времени и возможностях?..

- Большая проблема нашей системы образования, как мне кажется, в том, что детям еще до поступления не объясняют, зачем это нужно и как это будет работать. И пока ты с этим не столкнулся, ты не осознаешь, что да, это нужно, черт побери, учить! Поэтому делая выбор, чему учиться, где и как это дальше применять, лучше сразу об этом задуматься. Я это говорю из собственного опыта. Тем не менее до сих пор живу по принципу, что ходить учатся ходьбой. И очень важно свои знания применять на практике.


Выбирая, чему учиться, где, и как это дальше применять, лучше заранее об этом задуматься. Но я сам живу по принципу: ходить учатся ходьбой


- В какой-то момент вы ведь и сами начали учить? И своим примером вдохновили сотни людей на то, чтобы заняться бизнесом.

- Я начал принимать приглашения провести какие-то лекции, как только закончил Политех. Приятно было узнавать, что те, кто меня послушали, потом что-то запустили. «Росмолодежь» неоднократно приглашала меня на федеральную программу «Ты – предприниматель». Я принимал приглашения вообще со всех закутков – рассказывал о новых возможностях, получал обратную связь.

Андрей Шарков

Моя компания быстро стала известной, появились статьи в «Деловом Петербурге», а первое выступление прошло в Политехе, на углу Гражданского и Гидротехников, в ИМОПе. Потом я начал делать цикл передач «Бери и делай», позже запустил подкаст, в нем уже 170 выпусков вышло. Он про то, как такие же, как вы и я, делают бизнес с нуля, не имея ресурсов, денег, связей и компетенций. С момента запуска в 2011 году подкаст послушали сотни тысяч человек. Но живое общение всегда дает больший эффект, поэтому я не упускаю возможность и работаю в этом направлении в вузах по всей стране, тем более в Питере есть площадка Политеха. И я не буду останавливаться. Буду искать более широкие форматы и доступные подходы, чтобы как можно больше людей вовлечь. Хочется их как-то встряхнуть.

- А название для проекта у Брэнсона, наверное, подсмотрели?

- Мне многие об этом говорят. Хотя название я выбрал еще до того, как книга Ричарда БРЭНСОНА «К черту всё! Берись и делай!» была переведена на русский язык. А в оригинале она называется “Screw it Lets Do it”. И я в своих подкастах транслировал мысль, что ребята, вот вам такой-то пример – вперед! Сейчас я говорю уже по-другому.

- Что вы имеете в виду?

- Я не жалею ни о чем, что сделано. Мне ни за что не стыдно, кроме тех случаев, когда я понтовался – как крутой предприниматель со смешным оборотом, который сейчас до обеда делается. Но если отмотать назад, возможно, я бы сделал другой выбор. Я бы не сразу бизнес открывал, а поработал в какой-то компании – либо прогрессивной российской, либо обычной европейской, и получил бы полезный опыт.

Сейчас я понимаю, какое количество времени потратил на пробуксовки. На то, чтобы изобретать велосипед. Живя в иллюзиях, что я сам все знаю и сам разберусь, и то, чему учат в универе, – полная фигня, я тратил время, ресурсы и спустя несколько лет самостоятельно выводил какую-то формулу. Потом приходил на очередную дорогущую консультацию, где мне как инструмент для работы давали эту же форуму. И мне так горько, что столько времени я потратил на вещи, которым, оказывается, здесь учили. На некоторых виточках я застрял, хотя мог двигаться быстрее, если бы по-другому относился к знаниям, которые мне преподавали в Политехе. Ведь они были очень хорошим фундаментом для освоения новых знаний и технологий. Я говорю о совершенно конкретных вещах – управлении бизнес-процессами, управлении организацией и финансами. Пару лет назад я потратил четыре месяца и миллион рублей на обучение управлению финансами. Сижу и вспоминаю, а мне ведь на лекциях в университете рассказывали, скажем, о технологии описания бизнес-процессов. Да, потом надо было докручивать эти знания, шлифовать, но некий базис здесь, в Политехе, давали. Жаль, не сразу понимаешь, что это круто.


Я мог бы двигаться быстрее, если бы по-другому относился к знаниям, которые мне давали в Политехе. Они были хорошим фундаментом для освоения новых


- Андрей, это правда, что своим сотрудникам, когда они только приходят в компанию, вы платите всего 5 тысяч рублей в неделю?

- Сейчас на старте сотрудникам, на мой взгляд, платят необоснованно много. Человек пришел с нуля – надо дать ему денег только на проезд. У меня в компании до сих пор так. 5 тысяч рублей в неделю оклад моих сотрудников + проценты и KPI. Всех, поголовно. Но при этом монетизируется вообще любой результат и достижение. Вы скажете, наверное, что оценить результат менеджера отдела продаж или сотрудника на производстве легко, а вот как оценить работу дизайнера, бухгалтера? Мы научились. Есть технология. Поэтому сначала – одинаковые для всех 5 тысяч рублей. Хочешь больше – докажи, что стоишь больше.

На самом деле в моих интересах, чтобы сотрудник зарабатывал больше. Намного больше. В офисе средняя зарплата за 100 тысяч сейчас при окладе 5 тысяч в неделю. Мне неинтересно платить мало людям. У меня такая система, что, если он получает много, значит, компания зарабатывает. А если человек приходит и получает минимум или немного, я буду искать того, кто сможет зарабатывать много, потому что он создает ценность и результат. Правда, сейчас те, кто не хотят, умеют маскироваться. Они читают книги, ходят на курсы типа «Как убедить, что вы ценный сотрудник, не делая при этом ничего». Но рано или поздно все всплывет. Тем, кто обоснует свою ценность, я буду платить столько, чтобы удержать, и создавать условия, чтобы не ушли.


Мне неинтересно платить мало людям. Если человек согласен получать минимум или немного, я буду искать того, кто сможет зарабатывать много. Потому что он создает ценность и результат


- Андрей, нескромно, но сколько вы сами зарабатываете?

- Прямо не отвечу, потому что это история нестабильная. И потом, я много реинвестирую в новые проекты. Могу сказать, что маржинальность бизнеса до 35%, поэтому, умножая на оборот, можно примерно представить. Я достаточно аскетичный человек, успел уже обзавестись жильем, машиной, отдых тоже в понятных объемах мне нужен. То есть сегодня мне нужно явно меньше, чем я могу из компании вынимать. Поэтому, имея возможность вынуть 2 миллиона в месяц, но иногда бывают и убыточные месяцы, я выбираю вынуть в 8 раз меньше, а остальное вложить в бизнес. Но эти вложения тоже, кстати, не всегда окупаются. Бывает, думаешь, лучше бы вынул. Раньше на три попытки был один успех. Сейчас 50 на 50. Считаю это своим достижением.

Сейчас мой основной доход – это шоколадный бизнес. Поначалу, когда делал дизайн – листовки, сайты, визитки, а потом этим начал заниматься каждый второй студент и конкуренция росла, цены падали. Клиенты просили у меня сувенирку – ручки, логотипы, а не просто картинки. А однажды попросили сделать шоколад с логотипом. Долго отговаривал, клиент настаивал, пришлось сделать. Пока делал, понял, что никто этим не занимается, и решил сфокусироваться на этом продукте. Вот, кстати, мой продукт. Я его не с собой принес – меня им здесь угостили. Потому что Политех его заказывает. При том, что я даже не знал. Свою шоколадку я знаю, как идентифицировать (Смеется.). В России всего пять производств шоколада такого формата – плиточки 35 на 35 миллиметров, промо-формат так называемый.

Андрей Шарков

- Какие есть сложности, подводные камни от идеи до ее реализации?

- Один самый большой не камень, а валун – это оттягивание, бездействие, прокрастинация. Например, у вас есть идея – не важно какая, и она достойна того, чтобы попробовать. Вы знаете, что больше всего компаний не рождаются, а спускаются в унитаз на уровне идей? Если откровенно, то получается у одного из 500, но пробует один из 10 тысяч. Есть методология, результат многолетних наблюдений. Возникает идея, например, в первый день нового года, начать меняться – ходить в спортзал, читать по книге в неделю, правильно питаться. Сначала эта идея кажется классной настолько, что поглощает всего тебя. Ты отвлекаешься от других вещей, думаешь, изучаешь информацию. Классно – надо начинать! Но сейчас какие-то дела есть – ладно, еще раз все обдумаю и завтра начну. Наступает завтра – а, что, пора начать меняться? Ну да… Послезавтра подумаю. Да, идея меняться хороша, но есть нюансы. Наступает третий день – нет, это же так трудно, вон тот попробовал и ничего не получилось. Ладно, мне и так нормально, зачем что-то менять? И вот так ты угасаешь. А потом встречаешь кого-то случайно и удивляешься, как же ему так удалось похудеть на 40 килограмм и мышцы накачать?.. Так и в бизнесе. Дело ведь не в самой идее и даже не в том, как ты ее реализуешь. А в том, начнешь ли в принципе что-то делать. Бездействие – это множитель на ноль огромного количества идей.


Дело ведь не в самой идее и даже не в том, как ты ее реализуешь. А в том, начнешь ли в принципе что-то делать. Бездействие – это множитель на ноль огромного количества идей.


По себе скажу: все, что я делаю, было начато в течение 72 часов после возникновения идеи. А потом уже докручено. Я знаю, что если о чем-то подумал в понедельник, но к пятнице не начал движение, то я просто пофантазировал, получил удовольствие от процесса – и честно себе в этом признаюсь. За это время найдутся причины посчитать идею несостоятельной и, соответственно, ничего не делать. Если оглянуться назад и посмотреть на мой бизнес, то я понимаю, что все было сделано не в лучший момент, не при лучших обстоятельствах и в отсутствии ресурсов. Поэтому всегда надо стремиться создать ситуацию необратимости, чтобы появился какой-то промежуточный результат, ступенечка. Как говорит один мой приятель: есть результат, а есть отсутствие результата и история, почему не получилось. Так вот сказочник внутри нас, который придумывает истории, это самый большой подводный камешек.

- Что вы любите читать, слушать, какие фильмы смотрите?

- Вопрос простой. И сложный одновременно. Когда читаешь по книге в неделю, сейчас уже, конечно, немножко поменьше, штук 25-30 в год получается, то сразу всплывает целый каталог, из которого что-то нужно выбрать. Я больше сфокусирован на узкой профессиональной литературе, технической даже. Художественную практически исключил, но есть, конечно, любимые авторы. Пелевин, например. Хотя в какой-то момент я его как писателя уже списал со счетов после нескольких экспериментов неудачных, но последний роман с провокационным названием «iPhuck 10» понравился. Читаю автобиографии и биографии людей в тех областях, которые для себя определяю важными. Для меня это предпринимательство, естественно. Ричард Брэнсон, на мой взгляд, ярче всех в этой области выглядит. Плюс есть какие-то универсальные области, которые всем будут полезны. Сейчас для меня это нейрофизиология и книга «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга» Нормана Дойджа.

Андрей Шарков

Музыка – по настроению. Иногда классика. Но мой стиль фоновой музыки – трипхоп. Ну а фильм №1 для меня, который я посмотрел, наверное, уже раз 30-40, это «Достучаться до небес». «Интерстеллар» понравился – и как художественный, и как научпоп. Авторское кино люблю, режиссерские работы, которые снимают за копейки, но с настолько сильными идеями, что взрывает мозг. Один из таких – картина шведского режиссера «Связь» и научно-фантастический фильм 2007 года «Человек с Земли».

- У вас бывали моменты отчаяния и что вы в таких случаях делали?

- Да постоянно! Моей компании 1 год, продолжаю зарабатывать дизайном, но уже есть офис, люди, собственного производства нет, но я принимаю решение делать шоколад. А он, зараза, не идет! Не идет так, как я бы хотел. Разовые, небольшие заказы есть. Но хочется больше. И ты стараешься. А смотришь – у кого-то получается лучше. И ты вроде веришь, что у тебя все еще впереди, но в какой-то момент можешь надломиться и опустить руки. И думаешь, а может, на работе я бы получал больше?.. Захожу на HeadHunter и размещаю резюме. Пишу все, как есть, и через три дня меня приглашают на собеседование в рекламное агентство достаточно серьезное. Обычно собеседование длится 15 минут, но мы начинаем говорить, смеемся, обсуждаем кейсы, они уже пирожными меня угощают. «Хорошо, Андрей, решение сообщим в течение недели» – и присылают ответ на следующий день – «С радостью берем». И предлагают зарплату, которая в пять раз больше средней по рынку для таких позиций. На тот момент в бизнесе я зарабатывал меньше. А еще служебный автомобиль, соцпакет, фитнесклуб. И я подумал, блин, если меня так оценили другие, то почему я сам себя так не оцениваю? Что они увидели во мне такого, что я сам в себе не увидел или не научился использовать так, как они планируют это использовать? Все оказалось достаточно просто. Мне просто было страшно, и те вещи, о которых я действительно думал и верил, поначалу просто боялся делать.

Андрей Шарков

Я отказался от их предложения. Но на следующую неделю начал менять что-то в своей компании. По-другому разговаривать с клиентами, смелее озвучивать свои идеи, мне перестало быть необходимым нравиться людям. И начало получаться. С того времени шоколад стал моим основным доходом. Поэтому, бывает, делаешь, делаешь, поймал идею – и пошло. В бизнесе нет пола – там бездна, и ты можешь провалиться в нее. Но и потолка тоже нет.



Беседовала Инна ПЛАТОВА

Фото: личный архив Андрея ШАРКОВА