Физик. Философ. Человек

22.06.2016
Михаил  Михайлович  Козлов

21 июня 2016 года исполнится 80 лет профессору кафедры «Физика и математическое моделирование в механике» ИМОП Михаилу Михайловичу Козлову. Этот очерк о нем, одной из легенд Политехнического института, преподавателе и человеке, таком, какой он есть.

1959-й год. Весна. Трое молодых людей сидят на скамейке перед центральным входом в главное здание Политехнического института. Все трое только что с отличием его закончили, получили дипломы и сейчас говорят о будущем, которое их ждет. Они еще не знают всего, что их ждет впереди, через что они пройдут и чего добьются в жизни, но уверены, что  будущее у них большое. Один хочет стать инженером. Другой видит себя в партийной работе. Третий вдруг с неожиданной уверенностью говорит: я буду ученым, только ученым.

Это 23-хлетний Миша Козлов, будущий преподаватель Политеха Михаил Михайлович, которого множество учеников будут звать Мих-Михом, и он, профессор, станет гордиться этим своим прозвищем. 

Самый добрый преподаватель, как сказал один из его студентов, получивший двойку на экзамене. Во время экзамена он разрешал пользоваться любыми материалами, но неподготовленного студента, не знающего материал, всегда определял сразу и безжалостно ставил двойку. Добрый – да, но справедливый и честный.

Мих-Мих – легенда Политеха! Человек, прошедший путь от лаборанта до профессора. Вся жизнь с физикой. Даже во время своей любимой рыбалки, бросая блесну, он порой следил за ее траекторией и размышлял почему она летит именно так, а не иначе. Или на даче в Белоострове, наблюдая за раскачивающимися на ветру соснами, он, помимо красоты природы, видел в этом наглядное проявление законов теории колебаний. Как похоже на знаменитую легенду про яблоко и отдыхающего на садовой скамейке Ньютона…

Что-то роднит этого человека и со знаменитым Майклом Фарадеем. Не только имя, но увлеченность наукой, невозможность для себя заниматься чем-либо, что может помешать занятиям физикой. Как и Фарадей, он отдаст в жизни много сил и времени чтению лекций, и каждая его лекция – это потрясающий спектакль, в котором сочетаются наглядность и доступность изложения с глубиной рассмотрения предмета.

Тяга к науке проявилась еще в детстве. В 1942 году 8-летний Миша вместе с мамой и 2-мя младшими сестрами был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Алма-Ату, где они поселились в знаменитом впоследствии местечке Медео, а тогда просто деревушке. Он сам с восторгом не раз рассказывал, как там, в Казахстане, участвовал в экспедиции, а проще говоря ловил бабочек для подготовки каталога «Звери Казахстана» известного профессора биологии Шнитникова, и гордился таким началом своей научной карьеры.

Потом были и другие экспедиции и поездки – в Китай, где во время войны отец Михаила Михайловича известный метеоролог и полярник Михаил Петрович Козлов обеспечивал сопровождение канала поставок грузов, прибывающих в Советский Союз по ленд-лизу, затем в старших классах школы участие в гидрологической экспедиции в междуречье Урала и Волги. Молодого Мишу всегда тянули новые места и нерешенные научные проблемы.

Первые 2 класса школы Миша учился в Казахстане. И хотя не хватало учебников и тетрадей, а вместо чернил писали густым отваром барбариса, уроки не  прекращались. Заканчивал школу в разрушенном Ленинграде, куда семья Козловых вернулась в 1945 году. Жили в коммуналке на Васильевском, где в каждой из комнат размещались по 10-15 человек. Но что были эти бытовые трудности по сравнению с желанием учиться!

В 1953 году Миша заканчивает школу с золотой медалью. Больше других наук его влечет физика, и он подает документы в политехнический институт. Уже широко известны работы физиков-ядерщиков, уже произошла трагедия в Хиросиме и Нагасаки, и Миша мечтает учиться на кафедре ядерной физики.

Как золотого медалиста, его без экзаменов принимают на физмех, но на термодинамику, и только через два года по рекомендации профессора Д.Н.Наследова его переведут на ядерную физику.

Институт Михаил заканчивает также с отличием, и перспективного молодого ученого оставляют в институте. Первые научные работы связаны с исследованием полупроводниковых лазеров. Появляются статьи, он пишет кандидатскую диссертацию. Одновременно преподает, читает лекции, пишет учебник «Электричество и магнетизм», разрабатывает свои уникальные методики преподавания.

В 1972 году Михаила Михайловича Козлова приглашают на Ленинградское телевидение вести серию передач «для поступающих в вузы». В течение почти 20-ти лет, до самых разрушительных для страны 90-х годов он будет 2 раза в неделю появляться на экранах телевизоров и помогать школьникам старших классов готовиться к поступлению в вузы. Сколько молодых людей слушали эти лекции, его завораживающий голос, не просто рассказывающий о физических явлениях, но пробуждающий интерес к этой науке, интерес к самому познанию, и сколько из них стали впоследствии учеными и инженерами потому, что в начале их научного пути стоял этот человек!

Сегодня Михаил Михайлович готовит серию новых лабораторных работ для следующих поколений абитуриентов. Его интересы не ограничены только физикой. Его по-прежнему интересуют история, философия, психология, журналистика, политика.

Как долго помнят учителей? Кого-то год или два, других  несколько лет, постепенно забывая сначала фамилию, потом отчество, а затем и имя. Счастлив тот учитель, которого помнят всю жизнь! Как стать таким учителем? Очень просто – любить свою работу, свой предмет, любить своих учеников и каждый день отдавать им свою энергию, превращая рутинный в общем-то процесс лекций, упражнений, домашних заданий в потрясающий и волнующий путь в науку!

Михаил Михайлович Козлов один из лучших тому примеров. И один из того поколения преподавателей-политехников, которому мы обязаны своим настоящим.

Дмитрий Вердин

Название: Физик. Философ. Человек